2009_da (2009_da) wrote,
2009_da
2009_da

Categories:

День Знаний. Значение Знаний для СССР и для «новой» России

Оригинал взят у arctus в День Знаний. Значение Знаний для СССР и для «новой» России
Часто говорят, что в Советском Союзе человек де был несвободен, оболванен и пр., а вот сейчас напротив, свободен и «может думать своей головой».
Этот тезис натыкается на одно серьёзное противоречие.

Необразованной массой легче управлять, её легче оболванивать. В буквальном смысле, чтобы «думать своей головой» – надо эту голову иметь. В истории «тоталитарного» СССР – свободной России наблюдаем прямо противоположное озвученному выше тезису: Советская власть буквально с порога неистово, с огромным напором, занялась ликвидацией безграмотности:

– требование обязательного общего и профессионального бесплатного обучения детей обоего пола до 16 лет вошло в программу РСДРП, принятую в 1903 на II-м съезде партии



В октябре 1918 ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней.

8-й съезд РКП (б) (1919) принял программу партии, в которой ставилась задача проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического образования для всех детей обоего пола до 17 лет и широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста.

26 декабря 1919 года вышел Декрет Совета Народных Комиссаров «О ликвидации безграмотности среди населения Р.С.Ф.С.Р.», где «Все население Республики в возрасте от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте на родном или русском языке, по желанию».

19 июня 1920 года была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (Ликбез).

31 августа 1925 года был принят декрет «о всеобщем начальном обучении в СССР»

Зачем это было Советской власти, большевикам? На это ответил В.И. Ленин:

  • «нам нужно громадное повышение культуры. Надо добиться, чтобы уменье читать и писать служило к повышению культуры, чтобы крестьянин получил возможность применять это уменье читать и писать к улучшению своего хозяйства и своего государства».

И более того – «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», – зафиксировал лидер большевиков в «задачах союзов молодёжи». Цели очерчены, задачи поставлены.

Что же сейчас?
«Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя» – это высказывание министра культуры России А.Фурсенко теперь вспоминается как анекдот. НО. Фурсенко покинул пост уже 5 лет назад, а никто не отменил это целеполагание. Как это ни смешно, но квалифицированный потребитель до сих пор – цель, под которую по-прежнему затачивается образование.

Квалифицированный потребитель вместо человека-творца. Человек-творец, обладая целостной картиной мира, всегда может выработать мнение – мнение аргументированное, взвешенное. Возможности человека-потребителя в этом смысле весьма ограничены.
Для овладения профессией потребителя достаточен суженный объём знаний (а некоторые знания вообще не вписываются в концепцию потребительства).
Да, не все становились творцами в СССР, но возможности стать творцом Советское государство предоставляло – все, нужно было ими только воспользоваться.
Перейти к оглавлению блога
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments