Сохранившееся здание ШКИД, СПб, Старо-Петергофский пр., 19 (ближайшее метро – "Нарвская")
После бунта воспитанников в интернате устанавливается Республика – выборное самоуправление ШКИДского народа, свергшего диктатуру учителей ("халдеев"). В следующем эпизоде фильма
приходит Слаенов — "великий ростовщик ШКИДы": он начинает спекулировать пайковым хлебом, подкармливая старших, создаёт себе мощную охрану, и вскоре вся школа, за исключением Янкеля, попадает к нему в зависимость и даже рабство.
Возможно вот те ворота, замыкавшиеся в ШКИДе дворником татарином, а из окна рядом Слаенов сбывал нэпманам хлеб, прихватизированный у голодных воспитанников ШКИДы.
Серый человечек Слаенов - модельный образ спекулянта, а его поведение - образец становления и существования квази-рыночных экономических отношений в Советской России, СССР и современной Российской Федерации. Безжалостный и беспринципный ростовщик, беззастенчиво использующий для собственной наживы нужду своих полуголодных товарищей, Слаенов и сегодня - один из ярких примеров спекулянта и спекуляции; торжествующий хам - "зарабатывающий" не производительным трудом и свободной торговлей, а ограничением конкуренции, созданием дефицита жизненно важных благ. Эта часть повести не потеряла своей актуальности и воспитательного значения и по сей день.
Почему-то приходят на ум имена Гайдара и Чубайса. Первый преднамеренно искусственно создал голод, заранее объявив о предстоящем отпуске цен и тем дав сигнал Слаеновым-спекулянтам. Второй, Чубайс, организовал обираловку, "легальную" перекачку всей общенародной собственности в загребущие руки криминальных олигархов и бандитов. Из этого рабства олигархам народ России так и не вышел еще полностью. Более того, это рабство объявляется уже священным, и глава РПЦ Гундяев (церковный псевдоним - Кирилл) возносит молитвы о "примирении богатых и бедных" – в данном случае грабителей, олигархов и ограбленного ими народа. Причем Гундяев требует "вернуть" например никогда РПЦ не принадлежавший Исаакиевский собор. Но бревно в загребущем глазу этого как можно судить псевдо-христианина не позволяет ему заметить, что тогда уж он должен требовать для справедливости не примирения с олигархами, а чтобы олигархи вернули народу награбленное. А вот потом – можно и примириться с этими бывшими олигархами.
О "преступлениях" большевиков, основателей самого справедливого в мире государства трудящихся, Гундяев не по-христиански аж захлебываясь от ненависти и злобы вещает без конца. Но что-то о преступлениях ельцинско-гайдаро-чубайсовской банды и олигархии, т.е. покровителя РПЦ - забывает даже упомянуть.
Республике ШКИД удалось избавиться, освободиться от рабства Слаенову и построенной им системы, и показывает как это можно сделать. Нынешней России освободиться от диктатуры олигархов и их прислужников в рясах еще предстоит.
Вики о повести и фильме
Фильм Республика ШКИД, 1966 - https://www.youtube.com/watch?v=oBeCr_VTJrI
По наводке 3d_shka в О сути ростовщичества и ссудного процента в детском фильме и книге "Республика ШКИД"