2009_da (2009_da) wrote,
2009_da
2009_da

Category:

Путь Рухнама: от Советской республики – к Среднеазиатскому тигру

Рухнама – скрижаль туркменского духа
Памятник книге Рухнама в Ашхабаде


На гербе пять ковровых орнаментов пяти областей (и племен) страны.
27 октября у туркмен праздник - день рождения Республики. И праздновать есть что.
Туркменистан устремлен в будущее. И это будущее Туркменистан никак не связывает с принятием так называемого "западного пути" и западных "ценностей". У туркмен есть свои ценности, настоящие, подлинные, и туркмены знают, что для настоящей жизни можно и нужно быть только самим собой, все остальные места уже заняты. Туркмения – страна, которая нашла себя. И помог ей лидер нации Туркменбаши, не каждому народу выпадает счастье в переломный час иметь такого национального лидера, хана крепкого, сильного, могучего духом, настоящего туркмена и коммуниста. Написанная им удивительная книга Рухнама (Рух – дух, нама – книга), т.е. Духовность, это действительно книга туркменского (и вообще человеческого) духа. «Рухнама - книга-путеводитель... И если одна часть книги рассказывает о глубинном прошлом народа..., то другая её часть — наше будущее! Одна часть Рухнама — Небо, другая — Земля! Рухнама — душа туркмен». Цель книги — создание позитивного образа туркменского народа, героико-поэтическое переосмысление его истории, философско-историческое исследование духовности туркменского народа, «нравственная конституция туркменов». Туркменистан - древняя цивилизация, когда-то намного опережавшая остальной мир, строила города в то время, когда более северные народы ходили еще в звериных шкурах, и пережила час величия, будучи властелином всей ойкумены тысячелетие назад, на два века ранее Монголии. А позже вошедшая в состав Великой Российской империи, а затем в братскую семью супердержавы СССР – одной шестой части суши и маяка человечества.
Чему же могут научить Россию и русских наши туркменские братья сейчас?

Книгу Рухнама хочется перечитывать и цитировать бесконечно. Ниже лишь крохи из мудрости 400 страниц книги.

Человек — существо духовное... Сопричастность судьбе Родины, сопереживание ей — важнейшее, необходимейшее условие не столько физического выживания человека, сколько закалки его духа...
Человек, осознанно любящий Родину, никогда не сникнет, не падет духом. Он может смириться с какими-то материальными трудностями, жить в худших, чем другие, условиях, но при этом не терять оптимизма, не испытывать чувства униженности и обделенности, пребывать в согласии с окружающим миром и с самим собой.
Безусловно, недостаток материальных средств — это мощный фактор... Гораздо труднее преодолеть нищету духа, оказаться без душевной поддержки и не потерять человеческий облик.
Пессимизм начинается с ошибок. Только пессимист окрашивает свою жизнь в мрачные тона, не борется за выживание, ни во что не верит и ни к чему не стремится. Духовная ущербность вызывается бедностью духа, недостатком веры, слабостью воли, отсутствием цели.

Братья мои! ....я вновь призываю вас:

Всей сутью стремитесь в великую даль,
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!

Навеки оставьте тоску и печаль,
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!
Подавленность, в сущности, тот же недуг,
Берет все вдвойне несгибаемый дух.
Чтоб в сердце стремлений огонь не потух.
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!
Великим будь, ибо народ твой велик,
Туркменство нам низкими быть не велит,
Аллах духом щедрому благоволит,
Пусть дух ваш, как флаг, в высоте пребывает!

У каждого возраста свои особенности.
По-разному, в зависимости от прожитых лет, сын думает об отце:

В пять лет: «Мой папа все знает».
В десять лет: «Папа много знает».
В пятнадцать лет: «И я знаю много, как папа».
В двадцать лет: «Честно говоря, отец ничего не знает».
В тридцать лет: «А все-таки отец кое-что знает».
В сорок лет: «Хорошо бы обсудить этот вопрос с отцом».
В пятьдесят лет: «Отец знает все».
В шестьдесят лет: «Эх, если бы отец был жив, я бы смог посоветоваться с ним. Надо было беречь его, носить на руках».

Не стыдись своего отца, постарайся сделать так, чтобы о тебе говорили: «Он лучше своего отца», и гордись этим. Стыдись, если не выдержишь сравнения с отцом: «Он не стоит своего отца» .

Необходимо даже в трудные минуты жизни не терять присутствия духа, высоко держать голову! И даже если к вам придет печаль, она должна быть светлой!
В этом ледяном мире трудно жить без пылающего сердца
. После того, как кончится детство, жизнь человека перестает быть сплошным праздником. Какой бы уравновешенной и гармоничной ни была жизнь общества, в жизни отдельного человека проблем и запутанных ситуаций хватает. Но надо стремиться к тому, чтобы в любой переделке сохранять человеческий облик, не поддаваться отчаянию. Надо концентрировать всю свою волю, чтобы каждый раз одерживать победу над самим собой.
В молодости человека поддерживают физическое здоровье и страстная любовь к жизни. Но человеческому организму свойственно стареть, слабеть. С возрастом некоторые люди утрачивают вдохновенные свойства души — неистребимую жажду жизни, пылающий жар сердца, обостренное чувство собственного достоинства.
Настоящий человек — это тот, который умеет до глубокой старости сохранить в себе силу духа. Ведь одухотворенность поддерживается не только физическим здоровьем, она подпитывается нравственной, духовной чистотой.
В подлинном смысле одухотворенность — это любовь. Любовь ко всему, что окружает человека с первых и до последних мгновений его жизни. Но человек никогда не познает подлинную силу и мощь любви, если не научится любить Родину, свой народ, если не познает ответное чувство, которое случается только тогда, когда сердца бьются в унисон.

Вдохновение обладает безграничной силой.
Господь любит и милует сильных духом людей, он гордится ими. Наверное, вы и сами из всех своих сыновей больше любите самого жизнерадостного, доброжелательного, приветливого.
Никто еще недовольством и нытьем не добился успеха. Тоска и отчаяние не проходят сами по себе, и если вы не боретесь с ними, они надолго застревают в вашей душе.
Душа — это живая птица, которую Господь поселил внутри каждого человека, это Его благословенное, чистое дыхание. Господь дал нам душу для чистой и светлой, высокой мечты, для жизни по совести.
Человек живет на земле, однако душа его витает в облаках! И если на душе у него тяжело, если он скорбит, предается унынию, никакими наставлениями не заставишь птицу его души взлететь!
Пока живы, поддерживайте в себе высокий дух, пусть он станет вашим личным знаменем, парит в высоте!

Пусть будет высоким ваш дух!
В душе, сознании, в самой крови туркмена заключено высокое призвание и великий долг: кем бы ты ни был — дайханином или ахуном, чабаном или полководцем, великим гражданином или простым смертным — ты в первую очередь должен быть достойным человеком. Иначе грош цена всему, что ты сделал, придя в этот мир!
Самой своей природой туркмены настроены на добрые дела и доброе отношение к другим людям. Они не умеют жить по иному, создавая тем самым вокруг себя атмосферу терпимости, миролюбия и добросердечия.

Если попросить у туркмена в долг, он просто не сможет отказать. При наличии денег скаредный, и тот, не отпустит с пустыми руками, не говоря о щедром. Щедрый, даже если у него нет денег, скажет: «Сядь, выпей пиалу чая, я выйду на минутку», а сам поспешит за выручкой к соседу.
Пришедшего к порогу нищего и худой человек не отправит без подаяния, а хороший от себя оторвет, последнее отдаст.
У туркмена свое, особое понимание добра, которое неотделимо от восприятия мира в целом. Туркмен расположен ко всем людям без исключения, в каждом человеке он готов видеть скорее хорошее, чем плохое. Сохранилась притча, передающая эту особенность туркменской души.

… Однажды во время беседы зашла речь о сельском воре. И тогда Азади припомнил случай, характеризующий этого вора с хорошей стороны. Суфии, подхватившие намек своего наставника, стали наперебой расхваливать жулика. В разговор включились и остальные, и в конце концов вор вознесся чуть ли не до ангела.
Спустя некоторое время этот самый человек приходит к Азади:
— Ваша светлость, я поставлен в сложное положение… Когда мне передали ваш разговор, я так обрадовался, что в тот же день бросил свое грязное дело. Но теперь, стоит мне сделать неверный шаг, мой внутренний голос спрашивает: «А что скажет ахун?». Вы все время сидите где-то внутри меня, следите за мной…
— Внутри тебя сидит твоя совесть, видно, она, наконец-то, проснулась…
Но нашелся человек, который упрекнул Азади:
— Ахун ага, зачем вы вознесли этого негодяя, ведь вам хорошо известно, чем он занимается?
На что Азади ответил:
— Если я о ком-то скажу хорошее, и ты скажешь, и другой, и третий, и все подчеркнут достоинства человека, глядишь, они и проявятся. А если все будут говорить лишь дурное, оно и прилипнет, как сажа. Измазать человека нетрудно, куда важнее найти в нем достоинства.

Почему у туркмен издавна заведено здороваться, протягивать руку даже незнакомым людям? Туркмен легко вступает в общение, в его глазах всегда теплится улыбка, искренний, а не показной интерес к собеседнику.
Здороваясь с человеком, улыбнитесь ему, тогда и он улыбнется в ответ, и вы почувствуете, как его улыбка согревает вам душу!
Придя в многолюдное место, постарайтесь найти такую тему для беседы, которая была бы приятна всем, и вы увидите, как светлеют не только лица, но и души людей. А раз другие получают удовольствие от общения с вами, значит, и вам это приятно. Значит, быть хорошим человеком важно не столько для других, сколько для самого себя.

Если у тебя нет брата, в том нет твоей вины, если у тебя нет друга, в том нет вины Бога. Умей и ты приблизить к себе человека, поддержать его, вдохнуть в него свою любовь. Люди ответят тебе тем же. А если ты будешь с каждым днем совершенствоваться, налаживать свои отношения с другими, они тоже потянутся за тобой. Чем больше вокруг тебя хороших людей, тем защищеннее ты сам. Никто не придет со стороны, чтобы вдохнуть в твой дом мир и любовь.

…Жил когда-то мудрый туркменский суфий по имени Баезит Бистамы. Однажды ших Абу Муса спрашивает у него:
— О наш пир, что вы собираетесь делать с утра?
— Не знаю ни утра, ни вечера. Моя голова занята одним: как выполнить поручение Господа. Он сказал мне: «Если просишься в мою обитель, принеси то, чего у меня нет. Но учти, что моя кладезь переполнена благими делами и совершенными поступками». И тогда я взмолился и спросил у Него: «О, Всемогущий, что же это может быть, чего нет у Тебя?» И Господь ответил: «Безнадежность и безысходность, нищета и лишения, надломленный дух и уныние — вот чего нет в моей сокровищнице. Но мне они и не нужны» . Вот я и думаю, как угодить Господу. Он желает иметь только великое, хорошее, Ему по душе мужественные, сильные духом. А то, что нравится Всевышнему, предписано и туркмену…

Две разновеликие силы даются человеку, чтобы достойно прожить жизнь. В ее первой половине — молодости он тратит все силы на то, чтобы наладить отношения с этим миром, закрепиться в нем. Он строит семью, приобретает профессию, которая в дальнейшем будет кормить его, получая для этого необходимые знания и служа тем самым самому себе и своему народу. Одним словом, он завоевывает место под солнцем.
Приобретая с годами жизненный опыт, становясь взрослым, человек начинает понимать, что создан не только для этого ограниченного во времени и пространстве мира. Ему открываются сокровенные тайны бытия, приходит осознание смысла жизни...

Материнскую любовь туркмены называют мяхир. Это особое понятие, вбирающее в себя все оттенки чувств, передающих отношения матери и ребенка. Мяхир — это привязанность, трепетность, нежность, влияние невидимых теплых течений, превращающих мать и ребенка в обитателей особого мира, в котором живут и любят только двое.
Первой Родиной человека является его мать. Эта Родина — материнская жалость, в океане которой первые девять месяцев формируется человек.
Вторая его Родина — материнские объятия. В них ребенок обитает первую пору жизни, в них просыпаются его чувства, ощущения, в них он начинает говорить, познавать любовь.
Следующая обитель ребенка — материнские руки. В этой Родине, защищающей и оберегающей его, он пребывает все детство и отрочество. Здесь формируются его самые лучшие черты характера, зарождаются глубинные чувства. Человек, чью голову гладили ласковые материнские руки, вырастает в личность, готовую к служению обществу, Отечеству, Родине.
Любовь, рожденная теплом материнской утробы, нежностью материнских объятий, надежностью материнских рук, — основа основ роста, развития человека, формирования и взросления его организма. Вот почему мы говорим: мать для человека — святыня.
Бог создал нас, он — Созидатель, а мать — Творец!
...
Если есть слово, обладающее магической силой, то это слово — мать... Даже слабый умом человек знает: на свете нет большей святыни, чем мать. О матери сложены сотни, тысячи легенд.
…В давние времена жила влюбленная пара. Девушка, чтобы проверить силу любви юноши, велит ему:
— Если ты и впрямь любишь меня, пойди, вырви из груди матери сердце и принеси его мне.
Потерявший от любви голову юноша так и поступает: вырвав из груди матери сердце, он стремглав бежит к возлюбленной, но, споткнувшись о камень, падает. И тогда трепещущее в его руках материнское сердце воскликнуло:
— Дитя мое, не сильно ли ты ушибся?!

Бегите от человека, обижающего своих родителей, потому что он никогда не станет достойным человеком!

Мать — это великое чудо. Знаю по себе: если я чему-то сильно порадовался или, наоборот, огорчился, мне обязательно приснится мама.
У туркмен есть замечательная поговорка: «По-настоящему плачет только мать, остальные притворяются».
Мои любимые дети, дочери и сыновья!
Любите и уважайте матерей! Носите их на руках! Помните, даже когда вам кажется, что вы никому не нужны и никто не смотрит на вас, любящие глаза матери днем и ночью не отводят от вас взгляда! И где бы вы ни были, материнское сердце всегда рядом с вами!
Счастлив и благополучен будет тот, кто чтит свою мать, своих родителей, не дает их в обиду. Знайте и помните: истинное лицо человека проявляется в его отношении к людям, давшим ему жизнь.

Ученье — счастья свет
… Сына одного царя восемнадцать лет воспитывал атабег. Принц вырос метким, ловким, сильным. Был он к тому же и умным, способным поспорить с любым ученым, поддержать любую беседу. Атабег научил своего воспитанника разным ремеслам и однажды представил его царю. Довольный царь обращается к сыну:
— А ну-ка, сынок, переплыви реку Огуз.
На что принц возразил:
— Я не умею плавать, атабег не научил меня этому.
И тогда царь говорит атабегу:
— Все, чему ты научил принца, он может попросить сделать и своих друзей, а вот если ему вдруг понадобится одолеть какое-то расстояние вплавь, тут никто не заменит его. Ни друзья, ни ты, не даже я не сможем помочь ему.

Почему мне вспомнилась эта притча? Человеку часто приходится сталкиваться лицом к лицу с жизнью. Именно в такие минуты ему приходится рассчитывать только на себя, самому принимать решения, ниоткуда не ожидая помощи. Не справился с обстоятельствами, значит, не готов к жизни, не закален.
Ограждая своих детей от жизненных трудностей только потому, что сами вдосталь нахлебались лиха, мы оказываем им медвежью услугу, не ведая того, что причиняем зло, на которое не всякий враг способен. Ребенок с ранних пор должен приобщаться к посильному труду. Потому что труд — самый лучший воспитатель. Капли пота на детском лбу — золотые крупицы его осмысленной, разумной жизни, бесценный опыт погружения в мир знаний, без чего ребенок не сформируется как личность, не проложит себе дорогу к постижению тайны мироздания, не извлечет для себя из этой тайны смысл, гармонию и красоту.

Преимущество человека в его знаниях. Знание — это осознание мира, умение найти свое место в этом мире и утвердиться в нем. Обязанность человека — знать. Вот почему проблему воспитания необходимо рассматривать в неразрывной связи с проблемами науки и образования.
Если данный Богом талант не оттачивать трудом, он начинает тускнеть.
Талант — это источник, питающий мозг знаниями.

Самая большая сила, данная человеку, — это его ум, а наука есть средство раскрепощения этой силы, ее освобождения.
Наука — самораскрепощение разума.

Общество людей не может существовать без науки, как человек не может жить без разума. В отличие от животных, появившихся задолго до человека, Господь наделил человека рассудком — основным средством его существования. Человеку не дано крыльев, но его разум и способности позволили ему подняться гораздо выше, чем это могут сделать крылатые. Человек не обладает высокими скоростями, но благодаря науке и своим способностям он освоил сверхвысокое ускорение. Человек не имеет острых когтей, но с помощью науки он обрел сверхмощную силу.
Наука — это еще одно преимущество человека. Она возникла из результатов тысячелетней деятельности человеческого разума. Наука оттачивала, совершенствовала его, открывая все новые и новые его грани.
Наука — самая совершенная дорога к знаниям. Чтобы получить полноценные знания, надо не только у других брать, но и свое отдавать. Наука — это прямой выход усвоенных знаний в жизнь.

Существуют три ступени познания:
Грамота.
Образование.
Наука.
Образование — это сокровищница, сотворенная человеком. Грамота — ключ к этой кладовой. Грамота позволяет овладеть письмом, чтением, другими азами знаний, открывает дверь в мир образования.
На ступени образования человек осваивает знания, накопленные человечеством до него, изучает их, впитывает в свой мозг, ищет и отбирает то, что необходимо ему, отсеивая ненужное.
Освоение науки помогает лучше постичь жизнь, обрести способность совершенствовать ее.
Прошли времена кинжала, но и сам кинжал — это продукт разума и знаний. Теперь же знаниям, использованным для изобретения сабли, необходимо другое применение.
Грамота приводит в действие глаза, руки и уши человека, знания заставляют шевелиться его ум. А наука все эти действия объединяет в единое целое, превращая его в жизненно важное творчество.
Творчество — мать науки.

Разум — росток науки, дарование — ее зерно.
Дух — это то, что наполняет человеческую плоть, возвышает человека. А наука — это средство и инструмент его духовного совершенствования.

Настоящей является та наука, которая в состоянии ответить на вопрос «как жить?». Если же у науки нет ответа на этот вопрос, значит, это лженаука, прикрывающая пустое времяпрепровождение и списывающая ненужные расходы.

Наука должна служить материальному и духовному совершенствованию общества. Если исследования ученого стоят в стороне от этого главного дела, то они бессмысленны как возведение воздушных замков.
Наука — это не сборник пустых исследований, неизвестно для кого и для чего предназначенных. Такая наука напоминает накопления скряги, припрятанные по углам и никому не приносящие пользы. Занятие бесполезной наукой похоже на шитье одежды иглой без нитки.
Ученый — хозяин науки, а наука должна в первую очередь служить народу, и только это может быть оправданием деятельности ученого.
Наука без общества — пустой звук.
Ученый — хозяин науки, общество — хозяин ученого.
Ученый — друг истины, слуга общества.

Настоящий ученый должен отвечать следующим качествам:

Он не должен думать об обогащении с помощью науки.
Ученый должен быть мягким, скромным.
Ему должны быть присущи лучшие человеческие качества.
Свои слова он подтверждает делом.
Для ученого наука — не профессия, а судьба.
Учиться никогда не поздно, потому что уму, в отличие от плоти, не свойственно стареть. Чем старше ум, тем зрелее он.
Учитель сильнее ученика, потому что школьник обучается девять лет, а учитель — всю жизнь.
Не учась, только учить других, все равно, что тратить деньги, не зарабатывая их. Самый лучший учитель тот, кто, обучая других, учится сам.
Повторение — мать учения, возьмите за привычку повторять. В каждом повторении открывается что-то новое — это и есть источник настоящих знаний.
Самый лучший способ обучения — чтение. Лучшее чтение — вдумчивое чтение. Там, где нет мысли, нет и знаний.

«Вежливое слово раздробит кость», — произнес туркмен, убедившись в силе вежливого, дружеского обращения.
Испокон веку ценят туркмены дружбу, видя в ней проявление особых свойств человеческой души. Старые туркмены считали, что у каждого человека есть свой джин. Это существа маленького роста, с гладким, как лицо, затылком. Они всюду сопровождают человека, причем, идут на несколько шагов впереди него. И поэтому, прежде чем люди приблизятся друг к другу, их джины уже встретились, присмотрелись, приценились. И если они понравились друг другу, значит, быть их хозяевам друзьями. В туркменском языке существуют выражения, тонко передающие состояние человека в стадии знакомства. «Джыны алышды», «джыны джынкырышмады», «джыны атланды» — «они понравились друг другу», «они не нашли общего языка», «его джин взбесился».
Я привел этот пример не для того, чтобы лишний раз подчеркнуть особенность духовного склада туркмен. При всей своей самобытности склад души туркмен вобрал в себя изначальные общечеловеческие ценности. Даже при таких старинных взглядах дружба, которой отводится особое место, представляет из себя нечто очень чистое, незапятнанное: ведь у джинов нет никакого материального интереса, нет нужды ни в чем. И каких-то особых, эгоистических целей они не преследуют. Их суть — в самораскрытии своего «я» и прочувствовании этого «я» в другом. Значит, и настоящая дружба не имеет материальной базы, она не связана с какими бы то ни было нуждами. В первую очередь это взаимодействие духов, характеров, поведения людей.

Поистине счастливы те, у кого есть настоящие друзья! Но как редка настоящая любовь, так и истинная большая дружба — явление редкое, можно сказать, штучное. Дело в том, что умением дружить обладают единицы.
О великой силе дружбы, ее самопожертвовании народ сложил немало самых трогательных историй. Вот всего лишь одна из них.

…Назначая на высокую должность кого-то из своих подчиненных, сын Гюн хана Дюйп Ябгу хан, прослывший умным царем, обязательно сам испытывал этого человека. Как-то понадобилось ему назначить предводителя войска. Непростое это дело — выбрать главнокомандующего: ему доверяют страну, народ, жизнь царя. Хан давно присматривался к двум своим полководцам, которые не уступали друг другу ни в силе, ни в ловкости, ни в храбрости, ни в красоте. К тому же были они друзьями, да такими, о которых говорят: водой не разлить.
Назначив одного из них предводителем, царь решил устроить ему проверку. По обвинению в заговоре его бросают в темницу и выносят смертный приговор. Точно так же поступают с его другом.
Перед казнью царь говорит первому из друзей:
— Я относился к тебе как к сыну, хотел назначить тебя военачальником, а ты оказался предателем!
— Мой повелитель, если я сам не знаю, в чем моя вина, как вы могли узнать об этом?
— Об этом мне сообщил твой друг, вот и его письмо.
Шокированный услышанным, юноша, тем не менее, ответил:
— Мой друг не умеет врать! Я верю ему так же, как верю себе. Значит, то, что он говорит, правда. Наказывайте меня!
Второй друг на предъявленные ему такие же обвинения ответил:
— Если об этом сказал мой друг, можете казнить меня. Потому что мой друг скорее умрет, чем солжет.
Назавтра царь велит привести обоих друзей во дворец. Обнимая их, он говорит:
— Пока у меня есть такие парни, как вы, мне никакой враг не страшен!

Затем он покаялся перед друзьями, повинился за то, что устроил им такую проверку. После чего одного из них назначил командующим, а второго — своим визирем.
Конечно, это жестокое испытание, но ведь в суровую годину и страну удержать непросто!
В истории описано немало случаев, когда ради близкого друга туркмен расставался со своей жизнью. Те времена миновали. Но и то верно, что друзья познаются в беде. Друг нужен всегда, но особенно в трудные минуты жизни.

Друг — второе «я» человека, зеркало его души. Не обо всех братьях можно сказать то же самое. Туркмены говорят: «Юношу можно узнать по его другу». Ведь люди дружат только с теми, с кем имеют родственную душу, кто близок им.

Распадаются народы, страны, не имея хана сильного, могучего… Не имеет силы государство, в котором разобщен народ… Пусть никакая сторона не будет обезглавленной… пусть будет крепкой моя вера, с нуждающимися поделюсь куском я хлеба...

Каждый народ мечтает о сильном, процветающем, справедливом государстве. Но ни одно государство не станет таковым без государственной заботы и умелого руководства — как в масштабах страны, так и на всех других уровнях.
Соотечественник!
Если ты хочешь быть арчином, истинным хозяином своего села или аула, ты должен стать для него и отцом, и матерью. Ты должен стать человеком, днем и ночью стоящим в услужении у своего народа.
Если ты хяким этрапа или велаята, на твои плечи ложится еще большая ответственность. Как говорил мудрый Махтумкули, «стал хякимом — стань солнцем жарким для народа своего». Но если ты не можешь обогреть людей, если считаешь себя удельным князем и дорожишь лишь собственными интересами, тогда ты не тот, кто нам нужен, тогда нам с тобой не по пути.

...мы уже начали сооружать здесь Туркменское озеро. Настанет день, когда с помощью чудо-техники его опресненные воды потекут на поля, вдохнут жизнь в эту священную землю, над которой снова затрепещет на ветру зеленый шелк туркменского флага — знамени жизни!
Придет время, и на туркменской земле вновь зашумят сады, а весь Туркменистан превратится в цветущий оазис.
Конечно, это, в первую очередь, забота государства, но и ты, мой собрат, приложи руку к расцвету родной страны, к тому, чтобы она превратилась в зеленый, благоухающий рай. Я обращаюсь к каждой добропорядочной туркменской семье: если вы хотите исполнить свой долг перед Всевышним, перед своей Родиной и перед своим народом, каждый член семьи должен посадить на своей улице, перед своим домом, на кладбище одно дерево в год!

Мой дорогой народ!
Хочу вкратце донести до тебя еще несколько своих пожеланий. Они касаются наших национальных праздников
.
Наши предки высоко ценили праздники, тои, умели проводить их весело, с задором, надолго заряжаясь энергией, оптимизмом, хорошим расположением духа. Нам и здесь надо брать пример такого отношения к жизни. Наши праздники должны выливаться в поистине всенародные торжества, будить в людях особый душевный настрой, вызывать искренние, радостные улыбки на их лицах, снимать усталость и всякую печаль, утверждать веру в светлое будущее независимого, нейтрального Туркменистана.
Нам есть чем украшать свои праздники, есть что выставить на всеобщее обозрение!

А теперь о музыке, без которой не обходится ни один праздник. Наши предки говорили: «Песня и торжество — два условия воспитания человека» . На всем протяжении истории музыка была для туркмен источником силы, мужества и вдохновения

Чтобы понять характер стран и народов, послушайте их музыку, если хотите узнать, насколько счастлива семья, послушайте, какая в их доме звучит музыка!
Для туркмен музыка — это сама жизнь, способ существования и самовыражения.
Возьмите любого туркмена: если он чему-то радуется, то либо музыку пишет, либо стихи. Махтумкули для него — живой, неувядающий источник глубоких чувств и светлых переживаний.

Человек оставляет после себя единственную память — совершенные им дела. В жизни важно не то, какое место или должность мы занимаем, а то, к чему мы идем, к чему стремимся.
В сердце каждого из нас должна жить мысль о том, чтобы оставить потомкам добрую память о себе, о своих делах. Это должно стать целью и смыслом жизни, во имя этого мы должны жить и творить.
Но мы мало чего добьемся и мало что сделаем, если не осмыслим, не осознаем, не дадим себе отчета в том, что мы из себя представляем, на что способны, к чему лежит наша душа, к чему стремится и что отвергает.
Стержень нации в ее самосознании. Все ее основы, как материальные, так и духовные — язык, религия, культура, государственность — нанизываются на этот стержень. Без него все теряет смысл, не может обрести необходимого порядка и цельного вида

Каков бы ни был ход истории, государства и народы стремятся к дружбе и братству, миру и благоденствию. Человечество идет по пути гуманизма, исповедуя справедливость и свободный, созидательный труд. Смысл жизни человека заключается в стремлении творить, искать, создавать, строить. Разобщенность, раздробленность принесли миру много несчастий и страданий, спасение от этой напасти только в сплоченности, единении, солидарности. Добро и зло, свет и тьма всегда противостояли друг другу, но в этом противостоянии всегда одерживали верх силы добра и света.
Мир идет к своему светлому будущему, в чем всех добропорядочных людей убеждает неудержимое стремление человечества к стабильности и благополучию. Ведь добро и свет, чистота помыслов идут от Господа!
Строить, творить, созидать призывает нас Аллах, это его путь, как и дарованный нам путь Пророка, никто еще из пошедших по этому пути не ошибся!

Мои черноглазые, мы вступили на великий и праведный путь. Туркмены говорят: слушай других, но поступай по-своему. Давайте будем трудиться — во благо своей Родины, во благо матери-Земли. Будем строить и возводить замечательные сооружения для наших сыновей и внуков!
Давайте будем строить дороги любви и мира, возводить мосты дружбы и братства, никто еще не потерял от дружбы!
Будущее туркмена славно и велико, потому что у него есть славное прошлое и счастливое настоящее.
Мой путь — пусть и дерзкая, но реальная и ответственная попытка, заглянув в прошлое, познав настоящее, увидеть и осмыслить будущее в его нерасторжимой взаимосвязи с сознанием и духовностью нации.
Туркмены!
Во имя памяти наших замечательных предков, построивших немало могучих государств и правивших миром, в память об отважных сынах Родины, сложивших головы в борьбе за ее свободу и независимость, превратим Туркменистан в могущественную и великую державу!
Братья мои!
В память о наших великих мужах — святых и пророках, мудрецах и поэтах будем творить, дерзать, подниматься к вершинам знаний, ибо управлять сильным государством должны только высококультурные и высокообразованные люди! Постараемся быть мудрыми и благоразумными, как наш великий предок Горкут ата, потому что фундамент государства зиждется на мудрости.
Земляки!
В память о наших прекрасных отцах и матерях будем такими же преданными, любящими и добрыми, как они, будем друг другу братьями и сестрами, ибо только великая любовь способна творить великие дела!
Соотечественники!
Мы построим цветущее государство на земле, достойной этого, ибо полита она кровью отцов и слезами матерей, превратим ее в край любви, радости и вдохновенного труда, потому что это священная земля, и она — наша Родина!
Пусть Огуз хан, пророчески взирающий из глубины веков, видит: я веду народ праведным путем, путем справедливости и добра!


Здесь вынуждено закончим цитирование, кто заинтересовался может почитать дальше сам –
По главам http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Fiction/Niyaz/index.php
Или единым текстом http://www.e-reading.me/bookreader.php/41887/Niyazov_-_Ruhnama.html
============================================

Россия постсоветская на абсолютно противоположных моральных принципах строилась.
На людоедских книгах еврейской мудрости Чубайс-нама (Пусть вымрет 30 миллионов, они не вписались в рынок) и Гайдар-нама (Учителя, врачи и инженеры //бюджетники// – это нахлебники. Пенсионеры вымрут - зато общество станет мобильнее).

В Туркмении же электричество, газ для домашего хозяйства и 150 литров бензина на человека выдавлись бесплатно.
Не подарил Всевышний евреев Туркменистану, но туркмены все равно не падают духом и как могут справляются сами, без еврейских и американских советчиков и помощи ЦРУ и ГосДепа.


The Diplomat - издающийся в Токио международный журнал (в 2010 году вошедший в первую пятерку новостных сайтов мира). Недавно он вышел со статьей
http://thediplomat.com/2014/07/is-turkmenistan-the-next-central-asian-tiger/
Is Turkmenistan the Next Central Asian Tiger?
Турменистан становится Среднеазиатским Тигром?


В ней описана на глазах растущая мощь Туркменистана.
Нефте- и газодобыча, трубопроводы (в Россию, Китай, Иран, Пакистан и Индию и другие строящиеся). Производство электроэнергии, в том числе для экспорта в Иран.
Транспорт – Туркменистан становится ключевым узлом великого Евразийского Шелкового пути.
Особенно тесное сотрудничество с Азербайджаном и Турцией – братскими тюркско-огузскими народами.
В своем экономическом развитии Туркменистан не пользуется иностранной финансовой помощью, поэтому развивается полностью свободно, в интересах своей страны, а не под диктат МВФ и других разрушительных сил, не дает затянуть себя как другие развивающиеся государства в долговую петлю и стать колонией. А ведь даже Россия все еще не свободна от принятых на себя при Ельцине и его еврейской команде рабских обязательств по отношению к США.
И самое главное – люди действительно счастливы в Туркмении.


Интересны и комментарии к статье в The Diplomat


I was there last year. Very impressed...
Very impressed with the people. They love their country, are proud of it. Even the numerous ethnic Russians we spoke with loved their country, universally telling us that they liked it better than Moscow. One (ethnic Russian) told us glowingly of their President as their father, meaning it 100%.
I had been a bit worried before coming because of the lack of "freedom" but the satisfaction of the people can make you re-think liberalism.

Я побывал там в прошлом году. Очень впечатлен. Очень впечатлен людьми. Они очень любят свою страну, гордятся ей. Даже русские живущие там искренне любят страну и говорят, что Туркменистан лучше чем Москва. До поездки я немного беспокоился по поводу отсутствия "свободы ". Но увидев там счастливых людей – засомневался в догмах либерализма.

Может и России, чтобы стать столь же счастливой и преуспевающей страной, нужна своя книга Урус-нама? И крепкий, мощный духом хан Урус-баши?


Перейти к оглавлению блога
Tags: Азия, Евразия, Запад, Родина, Россия, СССР, ананас, антисионизм, богоискательство, будущее, гуманизм, деельцинизация, добро, добро и зло, думы, дух, духовное, духовное возрождение России, духовность, душа, душа человеческая, евреи, история, конституция, кризис капитализма, культура, люди, менталитет, мир, мир разума, мораль, общественное сознание, общество, позитив, познание Истины, полезно знать, политика, прекрасное, природа, русские, русский мир, смысл, советские люди, созидание, справедливость, суверенитет духа, христианство, цивилизации, человек, человечество, человечность, что делать
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Recent Posts from This Journal