2009_da (2009_da) wrote,
2009_da
2009_da

Category:

Китайская идея – чему Конфуций учит Россию

Русский народ не может жить, а русская цивилизация существовать без смысла и идеи. В момент, когда у народа рухнула вера в царя – царский режим был обречен. Потом то же произошло с советской идеей, которая утратила свое горение – и СССР без сопротивления ушел в небытие. Китайская цивилизация – непрерывно существует и сохраняет государственность уже более двух тысяч лет, сохраняя при этом свою ярко выраженную идентичность. Потому что у китайцев есть китайская идея. И нашли ее и осознали они ее очень давно, и до сих пор сохраняют ей верность. Если посмотреть так на всю историю – то и Китай древности, прошлого, и коммунистический Китай, и идеи Мао, и реформа Дэн Сяопина, и нынешний Китай устремленный в будущее, к очевидно уже близкому мировому лидерству – это все одна непрерывная линия развития и реализации китайской идеи. Примерно 5 веков до н.э. Китай тоже, как и Россия сейчас, находился в "экзистенциальном" кризисе. Ся, Шан-Ин, Чжоу - славные царства древности, уже до того момента имевшие тысячелетнюю историю, рухнули и наступила эпоха междуусобиц, враждующих царств. Китай на время утратил ориентиры – как сейчас Россия, распадающаяся на враждующие царства, народности, племена, кланы, классы. Вот в такое время и жил Конфуций, и целью своей жизни он поставил найти и возродить китайскую идею и восстановить китайское величие.
китай
Вечерний Шанхай
В чем заключается китайская идея? Как ее нашел Конфуций? Возвращая Китай к корням, восстановлением китайской истории и прошлого и извлечением из них китайской сути, главного, обращением к истокам. Не поэтому ли нынешняя российская (по менталитету и целям еврейская и антирусская) власть так старательно именно истоки, корни и историю России и русских вымарывает из народного сознания – чтоб не дать русской России возродиться, убить русскую цивилизацию?
Так ведь и человек - потеряв ориентацию в жизни, в ходе своей судьбы - нужно оглянуться назад, обратиться к своим корням и истокам – кто я, откуда пришел и как сюда попал? Так был разрешен и китайский экзистенциальный кризис. А откуда пришел Китай? Кто он? Младенчество Китая было особое. Оно вызвано особенностью географического положения. Китайская цивилизация развивалась в географической изоляции от остальных очагов развития.
кит2
И поэтому также на первых порах у нее не было больших переселений и завоеваний земель иных народов или наоборот покорения чуждыми захватчиками, и китайская цивилизация могла сравнительно спокойно развиваться мирно сама из себя. Земледельческий мирный созидательный труд был основой существования, а непрерывность развития от племенных и родовых истоков и нравов позволяла в значительной мере сохранить архаическую племенную солидарность и человечные братские отношения как в единой семье. Скотоводство – порождает совершенно другой тип общества, агрессивный и никак не созидательный. Китайцы же как и славяне – закладывали свой характер в мирном созидательном и дружном крестьянском труде. При этом складывается во многом похожий тип, менталитет. И хоть некоторые, особенно евреи в российских СМИ, очень пренебрежительно и свысока к русскому крестьянскому прошлому относятся, а к Китаю тем более (ибо это выставляет на вид их собственный паразитизм и аморальный тунеядский образ жизни и источник существования) – но нынешний, современный Китай показал всему миру, что именно китайский конфуцианский менталитет - созидательный трудовой, а не захватнический хищный как у Запада, вовсе не только не исключает устремленность в будущее, творчество и творческие силы и способности, а наоборот, при правильном устройстве общества порождает их, в отличие от так называемой "креативности" (эвфемическое название для паразитов, аферистов и проходимцев, ищущих как "сделать деньги" обдурив кого-нибудь или выехав на чужом горбу, а не создать что-то и украсить им мир). Такой созидательный и человечный менталитет как китайский (а русский в истоке содержит в себе то же) - не только не отсталый, а наоборот только ему и принадлежит будущее.

иуда2
Иудо-англо-саксонский паразитический и агрессивный менталитет дошел до своего логического предела и конца – когда уже грабить некого, все чужие ограблены, и осталось только пожирать своих - друг друга (мировое паразитическое еврейство, нынешние европейские "элиты" и правящая верхушка США – три головы дракона, пожирающие друг друга). Скотоводство как исток и корень цивилизации – это порождает другое, например орды Чингиз хана и гуннов - они ничего не создают а только грабят, не оставляют после себя потомкам цветущие города и сады, а наоборот на месте цветущих городов и садов оставляют руины, развалины и пепелища. Германцы (тоже скотоводы в древности, имеются в виду германцы вообще, а не более поздние немцы) покоряли и грабили пока было что грабить и покорять – сначала европейские античные города, потом весь мир - обращали чужие земли в колонии и упивались их соками и кровью. Мелкие же кочевники-бродяги – как цыгане и евреи – обычно вырабатывают менталитет жуликов и мошенников, и это в значительной мере становится основой национального характера.

банкиры
Они были реальными правителями России во времена т.н. "семибанкирщины" 1990 гг. У них менталитет - не конфуцианский. Конфуций не назвал бы этих правителей благородными мужами (цзюань цзы)

Золотое прошлое Китая по Конфуцию - это (идеализированная) эпоха древних полумифических императоров – основателей китайской цивилизации, царств Ся и Шан-Инь, а также начала царства Чжоу (1-2 тысячелетие до н.э.). Это не значит, что это прошлое нужно законсервировать или воспроизводить наново, это конечно абсурд (как и России не нужны сейчас киевские князья или наследственная монархия, а уж тем более дописьменное первобытное "язычество" – развитие должно идти вперед, а не назад) - а значит, что нужно выделить главные позитивные созидающие данную цивилизацию стержневые идеи – и их развивать и применять в соответствии со временем. Какие же главные идеи извлек Конфуций из эпохи зарождения китайской цивилизации, и которые составили суть его учения конфуцианства и доказали свою силу и жизненность на протяженни китайской истории и актуальность в данный момент глобального взлета Китая?

Конфуций. Картина Николая Рериха
Китайское общество с соответствии с конфуцианским идеалом – это общество с мудростью и справедливостью, построенное на человечности и гармонии. Это было близко и СССР и коммунистической идее (хотя конечно есть и отличия – вот поэтому СССР и не устоял 2000 лет). Это близко и русскому традиционному менталитету жизни по правде и совести (который сейчас усиленно пытаются заменить ожидовленным новорусским менталитетом).

Моральных нормы конфуцианства, пять конфуцианских добродетелей – это «жэнь» (гуманность,человечность ), «и» (справедливость), «ли» (ритуал, этикетт, приличия), «чжи» (мудрость), «син» (искренность, сердце).
Среди этих четырех норм «жэнь» и «и» считаются главными.
Любовь к народу, гармония. Гyманизм (жэнь) "совеpшенного мyжа" (цзюнь цзы) – идеал конфуцианства.
Сами китайцы название "конфуцианство" не употребляют, а назывют это учение "школа ученых", "школа учёных книжников" или "школа образованных людей". Правитель должен быть совершенным мужем цзюнь цзы.
кита1

Мэн-цзы (372—289 до н. э.) – второй по авторитетности после самого Конфуций китайский философ, представитель конфуцианской традиции так начинает свой трактат -

Мэн-цзы свиделся с Лянским правителем – ваном Хуэем. Ван сказал: «Старец! Не посчитав далеким расстояние в тысячу ли, ты все же пришел сюда, значит, тоже имеешь сказать нечто такое, что принесет выгоды моему владению?»
Отвечая ему, Мэн-цзы сказал:
«Ван! Зачем обязательно говорить о выгодах? Есть ведь также человеколюбие и справедливость, вот и все. Если вы, ван, будете спрашивать: „Чем принесешь выгоды моему владению?" – за вами сановники-дафу будут спрашивать: „Чем принесешь выгоды нашим семьям?" – служилые люди-ши и простой народ тоже будут спрашивать: „Чем принесешь выгоды нам лично?" Верхи и низы станут нападать друг на друга в погоне за выгодой, и владение ваше окажется в опасности! Тогда во владениях, располагающих десятью тысячами боевых колесниц, убийцами своих правителей обязательно будут семьи, имеющие по одной тысяче колесниц; во владениях, располагающих тысячей колесниц, убийцами своих правителей будут семьи, имеющие по одной сотне колесниц... Если действовать так, чтобы ставить справедливость напоследок, а в первую очередь ставить выгоды, то пресыщения /взаимным грабежом/ не наступит, пока все не будет разграблено и отнято».

Переводы с китайского могут отличаться оттенками смыслов, здесь использовался классический англоязычный перевод - http://nothingistic.org/library/mencius/mencius01.html

Конфуцианство – это океан глубочайших мыслей и многотысячелетняя мудрость китайской цивилизации.
Конфуцианство окончательно установилось как стержневая идеология китайской цивилизации примерно две тысячи лет назад в борьбе с двумя другими подходами, существовавшими тогда в Китае – легизмом и даосизмом.


Даосизм считает, что природа человек совершенна, и нужно только дать ей полную свободу для развития, и все получится само собой лучшим образом. Сейчас это называется либерализм. А высшая стадия нынешнего либерализма – либеральный фашизм, фашизм богатых. Чудовищные преступления нынешнего глобального дикого капитализма – это и есть результат такой свободы без границ. Только как показывает этот опыт – больше всего пользы от абсолютной свободы получает криминал и зло. Зло в человеке и в обществе тогда торжествует и закрепляется и порабощает и уничтожает добро.
За 20 последних лет свободы как самоцели - в России низшее настолько закрепилось,что общество испорчено снизу доверху.

Легизм – это законничество. Легизм считает что люди по природе злы, и только диктатура суровых законов может держать народ в повиновении. Присоединив одно за другим соседние царства, в 221 до н. э. правитель Цинь — будущий император Цинь Шихуанди — объединил весь Китай под своей властью.
Цинь Шихуанди, строивший все свои реформы на основах легизма с казарменной дисциплиной и жестокими наказаниями провинившихся, преследовал конфуцианцев, предавая их казни (погребение заживо) и сжигая их сочинения — за то, что они смели выступать против установившегося в стране жесточайшего гнёта.
Империя Цинь, построенная на насилии, прекратила существование вскоре после смерти Цинь Шихуанди в 210 г. до н.э. Современное законничество – это пресловутое американское Rule of Law, верховенство закона, которым легитимируется и оправдывается существовующий порядок - диктатура и паразитизм сверхбогатых (ведь именно сверхбогатые паразиты и устанавливают эти самые законы, придающие их грабежу и паразитизму вид законности).

Империя Хань (206 до н. э.—220 н. э.), последовавшая за рухнувшей недолговечной империей Цинь и ставшая началом непрерывной китайской государственности, при императоре У-ди (140—87 до н. э.) приняла в качестве государственной философии и идеологии конфуцианство. Это было окончательное, на две тысячи лет установление основы, стержня идентичности китайской цивилизации.


Конфуцианство считает, что добро нужно культивировать. Само оно в рот не упадет. В человеке есть только предпосылка к добру. Но если культивировать добро – человек и общество будут справедливыми и добрдетельными. Если же культивировать зло и низшее в человеке (что в США и в современной России и происходит) – таким и будет общество.
Общество должно быть устроено справедливо и в основе его лежать человечность и сердечность и искренность отношений между людьми. Культивирование нравственности должно начинается с правителей, которые должны быть примером образцом мудрости, по ним и народ будет равняться. Учение направлено на самосовершенствование в первую очередь правящей элиты, а тогда и народ будет подражать этим образцам.
Что совершенно верно. Какой подчиненный будет честным, если видит, что его начальник вор и проходимец, а в обществе вознаграждаются низшие и продвигаются подлейшие (как было в России начиная с 1990 гг).

Конфуцианство – это океан глубочайших мыслей и многотысячелетняя мудрость китайской цивилизации.
Подробное, а тем более полное его изложение здесь конечно невозможно.
Гармония и человечность в основе. Человеческое общество как семья – где каждому человеку есть его место, и он в меру возможности окружен заботой, тоже чувствует себя почитаемым членом этой семьи. Поэзия, ритуал, этикет и музыка - служат для настройки души на добро, добродетель и человечность. Правление ученых мужей – так можно назвать такое устройство общества.
И это не пустая утопия. Именно так китайская общественная иерархия и строилась – но только в реальной истории за периодами гармонии и лада следовали и периоды разрушения этого идеольного порядка.
Идеал - гармоническое общество, гармонические отношения между людьми, гармонические отношения человека с природой.

кит-рис1
Еще одна фотография китайского фотографа. Рис выращивают в Китае и так

Это реально было в большей или меньшей мере. Но и уклонения от этого тоже несомненно были. И об этом тоже думал Конфуций, и говорил о необходимости "исправления имен" время от времени. Имеется в виду, что и сами порядки и учение время от времени нужно проверять на соответствие времени, уточнять и развивать, т.к. смысл одних и тех же слов постепенно может меняться, и те же неизменные слова могут приобретать другой смысл. Вот поэтому такое развивающееся, а не омертвевшее конфуцианство – живо и сейчас как основа китайского менталитета, оно живо и в народе и в верхах, и в нем и есть сила этого великого народа.
Конфуций жил во время китайского "экзистенциального" кризиса, во время разрушения, сам не был правителем, а ученым, советником правителей. Он уловил суть "китайской идеи", которая и ведет этот народ до сих пор. Родит ли, или может уже родила и земля русская своих российских Конфуциев? Они так нужны сейчас. России нужны русские Конфуции а не Дворковичи и Рабиновичи. Хватит уже заглядывать в рот еврейским и американским "учителям" как высшим авторитетам, а образцом и эталоном культуры считать вульгарный китчевый американско-еврейский голливуд.


Птицы над "Запретным городом" в Пекине

Иерархия в человеческом обществе нужна. И полная "уравниловка", и пропасть между верхами и низами равно губительны. Но важно, на каких основаниях она строится, что критерий. Конфуцианство предлагает свой путь построения, когда наверху ученые и добродетельные, человечные и справедливые. И этот путь наверх открыт и богатым и бедным.
Из книги изречений Конфуция "Лунь Юй "-
«Тот, кто стремится познать правильный путь, но стыдится плохой одежды и пищи, не достоин того, чтобы с ним вести беседу».

Иерархия же которая образовалась в России в 1990 гг – это на вершине худшие, самые аморальные, подлые, жадные, наглые. Страна с такими верхами процветать не может.
В конфуцианстве – другой критерий выдвижения элиты. И история и успехи Китая конце концов показывают, какой путь правилен.

Вот еще изречения Конфуция из "Лунь Юй" (у некоторых указаны номера)

2-1. Философ сказал: «Кто управляет при помощи добродетели, того можно уподобить северной Полярной Звезде, которая пребывает на своем месте, а (остальные) звезды с почтением кружат вокруг нее».

2-3. Учитель сказал: "Если управлять народом посредством
распоряжений и наводить порядок посредством наказаний, то народ
станет уклоняться [от распоряжений и наказаний] и утратит стыд. Если
же управлять народом посредством силы дэ /добродетели/ и поддерживать в нем
порядок посредством надлежащих норм поведения, то народ сохранит
стыд и будет управляем".

2-19. Ай-гун спросил: "Что надо делать, чтобы народ стал
послушным?" Конфуций ответил: "[Если] выдвигать прямых душой и
ставить их выше [тех, у кого в душе] кривда, тогда народ станет
послушным. Если же выдвигать [тех, у кого в душе] кривда и ставить
их над [теми, кто] прям [душой], тогда народ не будет послушен"

8-2. Учитель сказал: "Почтительность без pитyала становится
обpеменительной сyетой. Остоpожность без pитyала становится [пpосто]
тpyсостью. Хpабpость без pитyала пpевpащается в бyнтаpство. Пpямота
без pитyала -- yбийственна.
Если благоpодные искpенни со своими pодственниками, то в
наpоде поднимается [тяга] к гyманности. [Если благоpодные] не
оставляют своих стаpых дpyзей, то в наpоде нет подлости"

8-8. Учитель сказал: "Hачни подъем [дyха или свое
совеpшенствование] с поэзии, осyществи становление пpи помощи
надлежащих ноpм поведения и завеpши [свое совеpшенствование]
мyзыкой".

Учитель говорил, что совершенный муж изучает Дао-путь, чтобы возлюбить
людей, тогда как маленький человек изучает Дао-путь, чтобы легче
подчинять [себе людей]".

Цзы-гун спросил: «Можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом?» Учитель ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Три вида радости приносят пользу и три вида — вред. Когда радуешься от того, что или поступаешь в соответствии с ритуалом и музыкой, или говоришь о добрых делах людей, или вступаешь в дружбу с мудрыми людьми — это приносит пользу. Когда испытываешь радость от того, что или предаешься расточительству, или праздности, или пирам — это приносит вред.

17-11. Когда мы говорим о ритуале, имеем ли мы в виду лишь преподношение яшмы и парчи? Когда мы говорим о музыке, имеем ли мы в виду удары в колокола и барабаны?



Западному человеку, также как и русскому может быть непонятен упор на "ли", ритуал. Ритуал, как и музыка – рассматриваются в конфуцианстве как средства гармонизации нравов общества. И это тесно связано и с понятием "синь" (искренность, сердце).
Одной из книг конфуцианского "Пятикнижия" является "Ли цзи" – книга ритуалов.
Вот выдержки из нее.


ГЛАВЫ ПЯТЬДЕСЯТ ВТОРАЯ, ПЯТЬДЕСЯТ ТРЕТЬЯ. «УЧЕНИЕ О СЕРЕДИНЕ»

Когда [во всем] разбираются благодаря искренности, это называется [небесной] природой. Когда в результате умственных [усилий] приобретают искренность, это называется воспитанием. Когда есть искренность, [можно] добиться понимания [всего]; когда есть понимание [всего], [можно приобрести] искренность. Только [тот, кто] обладает наибольшей искренностью в Поднебесной, в состоянии полностью развить свою природу. [Тот, кто] в состоянии полностью развить свою природу, в состоянии полностью развить природу [всех] людей. [Тот, кто] в состоянии полностью развить природу [всех] людей, в состоянии полностью развить природу [всех] вещей. [Тот, кто] в состоянии полностью развить природу [всех] вещей, в состоянии помочь превращению и развитию [сил] неба и земли. Тот, кто в состоянии помочь превращению и развитию [сил] неба и земли, в состоянии составить с небом и землей триединство.

Искренность — это путь неба. Приобретение искренности — это путь человека. Обладающий [полученной от неба] искренностью не затрачивает усилий, но [у него все получается так], как надо; не напрягает свой ум, но [во всем разбирается надлежащим образом] и находится в естественном единении с [правильным] путем. [Такой человек] является совершенномудрым. Приобретающий искренность — это человек, который выбирает хорошее и твердо придерживается его.

Лунная ночь

Руководствоваться культурой, основанной на добродетели, человечности и искренности.
Человечество в ходе истории выработало три основных способа управления (которые конечно и совместно используются) – внешнее посредством 1) физического насилия и 2) экономического принуждения и 3) воздействие на внутренние убеждения посредством воспитания и культуры данного общества.

Человеческое общество состоит из людей. Но это не механическая сумма изолированных единиц – а всегда тысячами и миллионами нитей переплетенная социальная ткань. Важнейший вопрос стоит перед обществом – как эту общность людей организовать и направить на совместное созидательное действие. При этом неминуемо образование социальной иерархии. От кого-то должна исходить инициатива, кто-то должен исполнять, и при этом должен соблюдаться порядок. Для наглядности – как когда-то в 19-м веке в 7-00 в рабочих городках звучал заводской гудок, и тысячи рабочих шли в цеха, на заводы. Не потому, что им вдруг одновременно расхотелось спать и захотелось поработать. А потому что подчинялись жестко установленному (но вполне оправданному в тех условиях) порядку. И этот порядок принуждал их идти на работу.
Исторически последовательные формы этого общественного принуждения, соответствовавшие последовательным эпохам – 1) непосредственное физическое насилие, страх перед ним, отказываешься работать – будешь избит 2) экономическое принуждение – не хочешь работать на все соки выжимающего из работников капиталиста за нищенскую подачку – не работай, но тогда вообще сдохнешь от голода.
Управление с помощью законов – это просто упорядочение этих форм насилия, их сути не меняющее.
Будут тебя грабить и принуждать по закону или нет – главное не меняется.
Ни одно крупное состояние не было нажито без преступлений. 1990 гг в России – полностью подтверждают эту ходячую в США поговорку. Т.е. преступники захватывают богатство , а потом сами издают законы, узаконивающие свою волю и свой грабеж. Вот и все верховенство закона - Rule of Law.
Американская сверхбогатая правящая верхушка любит повторять фразу - Rule of Law и пытается насадить это во всем мире, выдавая это за торжество справедливости. Но справедливость с этим американским Rule of Law имеет очень мало общего. Ибо законы принимаются в интересах богатой верхушки, и в честном переводе с ангийского это Rule of Law означает - насилие богатых. Власть сверхбогатых паразитов издает законы (например санкции против любой страны мира), а потом с помощью полиции, ЦРУ, вооруженных сил, ракет и авианосцев устанавливает такую "справедливость".
Ельцин попирая закон расстреливает парламент, потом сам назначает людей для написания "конституции", а неугодных юристов изгоняет, а потом мы должны молиться на эту "конституцию". Это полный бред. Не народ для законов и конституции, а конституция и законы как вспомогательный инструмент для народа, справедливости и человечности. Вопрос о вступлении в ВТО не какой-то "конституционный суд", неизвестно откуда взятой властью обладающий, должен решать, а сам народ должен быть убежден в направленности этого шага на благо России.
Высший критерий справедливости – не мертвый закон, а совесть и смысл, человечность и добро. Жизнь слишком изменчива, чтобы ее можно было заковать в закон на каждый случай жизни, алгоритмизировать все. Даже простую арифметику нельзя полностью алгоритмизировать – это знаменитая теорема Гёделя.
Это еврейская идея – законничество. Втиснуть жизнь в Талмуд. Иудо-американское законничество разрушает жизнь и служит инструментом порабощения человечества.



Конфуцианство – это совсем другой подход к управлению обществом. Посредством культуры, воспитания человечности и справедливости создавать у людей культурные ценности и убеждения.
Эта форма самая прогрессивная, справедливая и гуманная. С помощью убеждения и порождения внутренней мотивации. Это может быть конечно только в уже достаточно цивилизованном обществе. Но Китай имеет двухтысячелетнюю историю культивации культуры, основанной на гармонии и человечности.

Поэтому конфуцианство – не устарело – а наоборот только сейчас стало востребовано миром, мир созрел принять его.
Кстати – это же близко и русской идее. Русская традиция – не по формальному закону как высшему судье, а по Богу, совести и правде жить.
Это не значит, что закон не нужен. Но не закон и конституционный суд вещает истину в высшей инстанции. Есть более высокая правда жизни, чем навязанный России раввинский талмудизм.


Кстати, и на Западе один из авторитетнейших мыслителей-классиков немецкий соцолог Макс Вебер, хоть и на две тысячи лет позже китайцев, пришел к выводу о решающей роли менталитета. И протестантским менталитетом объяснял успехи европейского капитализма.
Ну что ж, был бы Вебер жив – пришлось бы ему признать теперь преимущество конфуцианского менталитета.
Сейчас, в начинающемся XXI столетии, становится уже достаточно ясно, почемy целый pяд обществ Восточной Азии, сохpанивших фyндаментальные конфyцианские этические ценности, "yшел в отpыв" в своем экономическом и социальном pазвитии.

Подведем итог:
Познакомившись с Китаем и сутью китайской цивилизации - конфуцианством, вспомним слова Тараса Шевченко:
И чужого набирайтесь, и своего не чурайтесь!
Перейти к оглавлению блога
Tags: Китай, Конфуций, Россия, история, конфуцианство, люди, общество, русская идея, философия, фотографии, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 63 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →