2009_da (2009_da) wrote,
2009_da
2009_da

Categories:

Экскурсия по крейсеру Аврора

IMAGE_106орудие
7 ноября 95 лет назад из этого орудия выстрелил крейсер Аврора. Хоть выстрел был и холостым – но с большим смыслом. Верхи не могли – низы не хотели жить по-старому. Россия вступила в новый век – век Советской России, завершившийся к 1980 великой державой СССР – а затем Горбачовской катастрофой и Чубайсо-Гайдаровским ограблением и геноцидом русского народа. Все вернулось к исходному состоянию – тому, что было перед тем самым выстрелом.
За что наши либералы ненавидят СССР. Михаил Делягин

http://youtu.be/eUBTAGOyZp8
Поэтому и полезно вспомнить историю, а для этого очень подходит экскурсия по Авроре – которая может быть и прощальной, т.к. как раз меньше месяца назад (наверно почувствовав что-то) власти вывели легендарный крейсер Аврора из состава ВМФ и дальнейшая судьба Авроры весьма неопределенна.
2. Это же орудие
IMAGE_110оруд

3. На верхней палубе
IMAGE_134верхПалуба

Все, что было после выстрела 1917 года, видел и пережил крейсер. А история его начинается еще немного раньше – спущен на воду в 1900, участвовал в катастрофическом для России Цусимском сражении (май 1905), когда из-за бездарности командования и высшего руководства из 14334 русских моряков - участников сражения - 5015 человек, в том числе 209 офицеров и 75 кондукторов (соответствует унтер-офицеру), были убиты, утонули или скончались от ран, в плен взяты 7282 человека, включая двух адмиралов, в том числе командира Тихоокеанской эскадры Рожественского. Из 38 русских кораблей 21 погибли, 7 были захвачены или сдались в плен. Управление русским флотом было потеряно через 20 минут после начала боя, который больше походил просто на бойню, расстрел потерявших возможность сопротивляться русских кораблей. Потери японцев были минимальными – потоплены лишь два малых корабля и около 100 японских моряков убиты.
В этом трагическом сражении принимал участие и крейсер Аврора, будучи поврежден, он вышел из боя и ушел в Манилу.
А первые потери Аврора понесла еще едва только выйдя из Балтики. В ходе так называемого Гулльского инцидента, когда в густом тумане, проходя мимо побережья Британии, передовые корабли эскадры приняли английские рыбацкие лодки за вражеские миноносцы и открыли орудийный огонь по ним, потопив одну, а потом, когда по тревоге русские корабли начали сближаться – они в неразберихе начали стрелять из орудий друг в друга. Аврора получила повреждения, в нее попало 5 снарядов, одним из которых был убит судовой священник. Получил повреждения от "дружественного огня" также броненосец «Орёл». Таким образом, печально и трагично было даже уже само начало похода.
После Цусимы из страны, имевшей третий флот в мире, Россия, потерявшая почти все главные силы своего флота, переброшенного на Дальний Восток из Балтики, превратилась во второстепенную морскую державу.
Цусима – тоже была одной из причин, почему низы (особенно моряки) "не хотели жить по-старому". Эта русско-японская война показала всю гнилость режима, основанного на наследственных привиленгиях и родственных связях бездарных и наглых паразитов, при страшном унижении остального народа и пренебрежении к нему.
Генерал Куропаткин в своих «Итогах» японской войны писал о командном составе:
«Люди с сильным характером, люди самостоятельные, к сожалению, в России не выдвигались вперёд, а преследовались; в мирное время они для многих начальников казались беспокойными. В результате такие люди часто оставляли службу. Наоборот, люди бесхарактерные, без убеждений, но покладистые, всегда готовые во всём соглашаться с мнением своих начальников, выдвигались вперёд.»

4. Это жилая палуба (расположенная непосредственно под верхней), где жили матросы
IMAGE_020жилаяяПалуба

5. Гамаки, личные тумбочки. И здесь же в этом конце кубрика питались. Горячая вода наливалась из бака
IMAGE_022жилПал

6. На полу видна якорная цепь
IMAGE_024тумб

7. Спали также и на койках
IMAGE_096койки

8. В другой части жилой палубы было выделено место для корабельного православного Храма
IMAGE_086храм
Отношения между верхами и низами на флоте лучше всего видно на примере восстания на броненосце Потемкин (июнь 1905), когда матросов под угрозой расстрела пытались заставить есть борщ с протухшим червивым мясом. Отказавшихся от расстрела спасло лишь то, что часть команды побежала в батарейную палубу, взломала пирамиды с винтовками и вооружилась. Теперь роли поменялись, был убит командир корабля и самые злобные офицеры. Остальных на шлюпке отправили на берег. Конечно, отдельный офицер мог быть и честным и порядочным человеком – тогда он сам был жертвой системы.
А еще ранее "Кровавое воскресение" января 1905 – подорвало веру народа в царя и самодержавие.
Так что октябрь 1917 – закономерен.


Драматические события развернулись и на Авроре в 1917.
Когда летом 1916 года стало известно о планах по постановке «Авроры» на ремонт, капитан 1-го ранга М. И. Никольский написал донесение, в котором указывал на возможное пагубное влияние длительной стоянки в порту на команду крейсера. В нём он писал, в частности, что «команда, до сих пор не поддававшаяся "преступной агитации", поддастся ей и, как это часто бывает, перейдёт в другую крайность — благодаря своей сплочённости из самой надёжной во время войны станет самой ненадёжной. Почва для этого самая благоприятная — долгая стоянка в Петрограде у завода. Исходя из этих взглядов, сразу после начала ремонта в Кронштадтском порту Никольский установил на крейсере жёсткий порядок. Офицеры также недолюбливали нового командира и обращались к нему исключительно формально. Назначенный в январе 1917 года старший офицер крейсера П. П. Огранович, по отзывам сослуживцев, вёл себя вызывающее с младшими офицерами и командой.

9. Офицерская каюта
IMAGE_076офиц
Февральская революция.
События 27 февраля 1917 года

С началом Февральской революции 27 февраля 1917 года Никольский в связи с забастовкой на заводе распорядился усилить вооружённый караул на крейсере; теперь его возглавляли не кондукторы, а офицеры. Вскоре на «Авроре» с согласия Никольского были размещены арестованные агитаторы и «подстрекатели». Через некоторое время в команде крейсера распространились слухи, что корабль собираются использовать как плавучую тюрьму. Поэтому Никольский, опасаясь осложнений с командой, настоял на том, чтобы задержанных убрали с крейсера. Когда конвой вывел арестованных на палубу, стоявшие на шкафуте революционно настроенные матросы отреагировали на их появление радостными криками «Ура! Браво! Освободить!». Не подчинившись приказанию вахтенного начальника прекратить шум, матросы продолжали кричать и наносить оскорбления караульным, не уходя со шкафута. Тогда Никольский и старший офицер крейсера Огранович открыли по толпе матросов огонь из револьверов, и палуба опустела. Выстрелами Никольского (он стрелял одновременно из двух револьверов) и Ограновича были ранены трое матросов: двое легко и один — Порфирий Осипенко — смертельно. Спустившись в каюту, Никольский доложил в штаб о случившемся; оттуда последовало предложение прислать сотню казаков для усмирения возможного бунта. Затем был сыгран «Большой сбор» поротно, и Никольский разъяснил каждой роте моряков ситуацию на крейсере и в городе, объясняя происходящие в Петербурге беспорядки "изменой и провокацией, организованной немцами". Тем не менее в адрес командира и офицеров слышались открытые угрозы. Ночью на мостике «Авроры» были установлены пулемёты, чтобы избежать нападения с берега.
Утром был созван офицерский совет, на котором решили не открывать огонь даже в случае попытки бунтовщиков овладеть крейсером. 14 офицеров, 11 кондукторов и трое гардемаринов не могли рассчитывать на поддержку большей части команды (вся команда – 570 человек), следовательно, кровопролитие было бы бесцельным. После побудки 28 февраля команда крейсера приступила к приборке помещений. В 9 часов напротив «Авроры» начали появляться группы рабочих, которые вскоре превратились в демонстрацию с красными флагами, лентами и повязками. Среди демонстрантов были и вооружённые люди. Из толпы послышались выкрики, призывающие команду крейсера бросить работу и идти в город. По свидетельству очевидцев, Никольский заявил, что не собирается задерживать команду на корабле и все желающие, кроме занятых вахтой, дежурствами и караулом, могут сойти на берег. После этих слов командир «Авроры» ушёл к себе в каюту.
Толпа тем временем заполнила корабль; спешившие на берег матросы торопились и переодевались в выходное платье. Всё оружие, в том числе офицерское, было роздано на руки, частично — рабочим. Узнав о том, что 27 февраля офицеры стреляли в команду и среди неё были раненые, рабочие потребовали немедленной расправы над командиром и старшим офицером крейсера. Матросы решили отвести их в Таврический дворец, куда сводили сопротивлявшихся восстанию лиц. С Никольского и Ограновича сорвали погоны и начали сводить их по сходням на берег. Там рабочие потребовали, чтобы офицеры шли во главе шествия с красными флагами в руках. Никольский и Огранович категорически отказались. Старшему офицеру «Авроры» нанесли удар штыком в горло, и он, обливаясь кровью, упал на землю. Никольского снова стали заставлять нести красный флаг, однако он вновь отказался. В этот момент из толпы раздался выстрел; пуля попала Никольскому в голову, и он скончался на месте. Кроме офицеров, на корабле избили нелюбимого командой кочегарного кондуктора Ордина.
Это драматическре описание - из статьи исследователя истории Авроры Поленов Л. Л. Трагедия каперанга Никольского // Гангут. — 1995. — № 8.
Насколько оно соответствуетенно истине – трудно сказать, но атмосферу событий передает по-видимому верно.

Кочегарка
10. Верхняя часть топки, над которой - паровой котел.
IMAGE_050топка1

11. Нижняя часть топки. Маленькие темные дверцы внизу открываются на время, и кочегары лопатами забрасывают туда уголь
IMAGE_053кочегарка1

12. Уголь поступает из этого белого люка в борту, и ссыпается кучами прямо на пол, откуда его берут лопатами и бросают в топку кочегары
IMAGE_054уголь1

13. А перегоревший шлак вычищают из топки и этими черными ведрами поднимают наверх
IMAGE_055шлак1

Товарищ, не в силах я вахты стоять,-
Сказал кочегар кочегару,-
Огни в моих топках совсем прогорят;
В котлах не поднять мне уж пару,

Иди, заяви, что я заболел
И вахту не кончив, бросаю,
Я потом истек, от жары изомлел,
Работать нет сил, умираю!

Нет ветра сегодня, нет мочи стоять,
Согрелась вода, душно, жарко.
Термометр поднялся на пятьдесят,
Без воздуха вся кочегарка!»

Лицо его, плечи, открытая грудь,
И пот с них струившийся градом,
Ах, если бы кто мог туда заглянуть,
Назвал кочегарку бы адом.

Котлы паровые зловеще гудят,
От силы паров содрогаясь,
Как тысячи змей струи пару шипят,
Из труб кое-где пробиваясь.

На палубу вышел, сознанья уж нет,
В глазах перед ним помутилось…
Увидел на миг ослепительный свет…
Упал… Сердце больше не билось.

Проститься с товарищем утром пришли
Матросы, друзья кочегара,
Последний подарок ему поднесли -
Колосник горелый и ржавый.

К ногам привязали ему колосник,
И койкою труп обвернули,
Пришел корабельный священник-старик,
И слезы у многих сверкнули.

Напрасно старушка ждет сына домой,
Ей скажут — она зарыдает.
А волны бегут от винта за кормой,
И след их вдали пропадает

Очень реалистичная песня. И так действительно хоронили – отпевали, заворачивали в койку или гамак, привязывали тяжесть и бросали в море.

Машинное отделение
14. Пар двигал вот эти цилиндры
IMAGE_075цил1

15. Это на верхнем ярусе машинного отделения
IMAGE_073машина1

16. А это внизу, слева паровая машина - цилиндры, шатуны, манометры итд, справа круг - это регулятор хода. Видно конечно плохо - но и в реальности вряд ли это было залито ярким светом
IMAGE_071машОтдел

Участие в Октябрьском вооружённом восстании
Осенью 1917 ремонт крейсера на Франко-русском заводе близился к завершению. Временное правительство чувствовало приближающееся революционное выступление, опасность народного восстания, поэтому, чтобы убрать в этот может революционно настроенную Аврору из Петрограда Авроре был отдан приказ выйти в море на испытания машин. Однако большевики воспротивились - 24 октября Центробалт постановил: Авроре «…всецело подчиняться распоряжениям революционного комитета Петроградского Совета» и, следовательно, оставаться на Неве».
В ночь на 25 октября Военно-революционным комитетом на «Аврору» была возложена задача «восстановить движение по Николаевскому мосту (сейчас мост лейтенанта Шмидта)», разведённому накануне юнкерами. При приближении «Авроры» юнкера оставили мост, а высадившиеся на берег корабельные электрики свели его, выполнив поставленную задачу.
К утру 25 октября в руках большевиков находились основные стратегические пункты и правительственные учреждения Петрограда. Оставалось захватить Зимний дворец; в случае отказа правительства сдаться предполагалось обстрелять его из Петропавловской крепости и с «Авроры», а затем взять дворец штурмом. По радио с «Авроры» было передано написанное В. И. Лениным воззвание «К гражданам России!».
В 21:40 по приказу комиссара А. В. Белышева комендором Е. Огневым из бакового орудия «Авроры» был произведён выстрел
, оказавший психологическое воздействие на защитников Зимнего дворца и послуживший сигналом для начала штурма Зимнего дворца.
Подробности этих событий противоречивы – в зависимости от своей политической ориентации историки рисуют разные версии событий. В 1990 гг желтая пресса изливала потоки "опровержений" официальной советской версии. А сейчас эти в основном фальшивки – уже сами стали "официальной" версией истории.

17. Главный вал Авроры, лежащий на подшипниках. Эти подшипники - ответственейший элемент. В момент форсированного хода на предельной скорости в критических ситуациях специальный матрос на подшипники даже непрерывно лил масло.
IMAGE_062вал1

18. Там за переборкой - гребной винт. Висят запасные подшипники
IMAGE_066винт1

Что тебе снится, крейсер Аврора?
История крейсера Аврора конечно не заканчивается участием в событиях Великой Октябрьской Социалистической Революции. Еще и во время Великой Отечественной войны снятые с Авроры орудия на фронте защищали Ленинград, а сама Аврора стала прибрежной плавучей батареей в районе города Ломоносова.
Сейчас жилая палуба, расположенная под верхней палубой, превращена в музей. Там размещены фотографии, картины, карты, макеты и разные другие экспонаты. Есть там и бюст комендора (старшего матроса-артиллериста) Огнёва – произведшего тот самый выстрел.
И как раз во время этого посещения Авроры там разыгралась удивительная сцена – у бюста стояли прямые потомки Огнёва, и с ними можно было поговорить.
Праправнук комендора Огнёва с женой и сыном просто приехали посетить СПб из Воронежа (откуда и идут потомственные атртиллеристы Огнёвы). Выглядел вполне симпатичным и приличным человеком лет 35. Предком своим гордится, вот привел сына – лет 12 – наверно для передачи фамильной эстафеты.
В июне 2009 на крейсере Аврора олигарх Прохоров, один из тех, чье богатство основано на раграблениии народного достояния СССР, созданного потом и защищенного кровью миллионов – организовал похабную гулянку себе подобной публики - с явной целью поглумиться над памятью прошлых героев. Аврора не забыла.
Так что новые Огнёвы действительно могут понадобиться.
И вообще сейчас выбор у России – либо правящая верхушка резко развернется в сторону народа и национальных интересов России и русской цивилизации. Либо грядет страшная и разрушительная смута, и само существование России вновь, как и 100 лет назад, станет под вопрос.
Что тебе снится, крейсер Аврора? Возможно, эти рассказанные здесь воспоминания и думы о будущем России - это и есть сны Авроры.
Перейти к оглавлению блога
Tags: Россия, СССР, Санкт-Петербург, будущее, история, люди, русская цивилизация, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments

Recent Posts from This Journal