2009_da (2009_da) wrote,
2009_da
2009_da

Почему Китай скоро будет править миром

Почему китайское руководство легитимнее американского, а Китай будет лидером мира?

На первой фотографии не советские флаги – как кто-то может подумать – а флаг Китайской коммунистической партии. А китайский государственный флаг – красный (цвет коммунизма) с большой пятиконечной звездой (символ ведущей роли КПК) окруженной четырьмя малыми звездами (неофициально считается, что четыре малые звезды символизируют четыре класса — рабочих, крестьян, городскую интеллигенцию и патриотическую буржуазию). Очень емкие символы.
В ближайшие дни Китай и США должны выбрать новых руководителей. В США 6 ноября всеобщим голосованием, в Китае – на 2 дня позже на 18 Съезде КПК будут выбраны президент и премьер-министр КНР.
Казалось бы, мнение должно быть очевидным – О да, Америка лучше всех, самая демократичная и счастливая страна, Китай – полное отсутствие демократии, келейное решение за закрытыми дверями, и это должно привести Китай к краху. Однако реальность прямо противоположна – китайское государство намного более легитимно, чем любое западное. Как это может быть?
Об этом пишет в серии своих статей известный британский экономист, публицист, автор книг и колумнист газеты Гардиан Martin Jacques (далее идет приблизительный пересказ содержания этих статей с небольшими добавлениями и отступлениями).

Западная формальная демократия вовсе не гарантирует легитимности. В Италии непрерывно проходят выборы. Но половина населения совершенно не доверяет своей системе.
В Китае источник легитимации государства – не выборы, а совсем другой. Дело в том, что вообще нельзя мерить Китай узкими западными мерками. Главное принципиальное различие в том, что Китай – это не национальное государство, как на Западе, а государство-цивилизация. И высшая политическая ценность в Китае – это суверенность, целостность и единство этого государства-цивилизации. С учетом размера, разнообразия и разнородности страны – это очень непростая задача. Например между 1840 и 1949 годами Китай был раздроблен и оккупирован колониальными державами. Китайцы назывют этот период веком унижения. Для китайцев главное, для чего существует государство – это хранить и защищать целостность страны и сохранность китайской цивилизации. Любое руководство, неспособное это обеспечить – сразу падет.
А как оценивают китайцы свое нынешнее руководство?
Опросы, проведенные Tony Saich из Harvard's Kennedy School of Government, показали, что от 80 до 95% китайцев довольны либо очень довольны политическим руководством страны. Также они довольны экономической системой. Авторитетные опросы Pew Global Attitudes surveys в 2010 показали,что 91% одобряет экономическую политику центрального руководства (для сравнения в Великобритании соответствующая цифра – 45%). Такие высокие показатели удовлетворенности не означают бесконфликтности. Конфликты и протесты бывают – но они локальны, местного значения и масштаба, не затрагивающие глобального социального мира, стабильности и уверенности.

Если все так хорошо и столь высока стабильность и мир – почему китайское руководство так беспокоится и так плотно контролирует СМИ, Интернет, опасается диссидентов? Это в глазах китайцев не слабость и не паранойя, а как раз проявление хорошего правления. Хорошие правители должны предвидеть возможные угрозы – и защищать страну от них. Вы ведь не предоставите своему любимому ребенку "свободу" экспериментировать с наркотиками, ядами или оружием, или бегать по проезжей части? Это конфуцианское государство-семья.
На Западе совсем другие понятия. Левые и правые по-разному относятся к государству на Западе, но и те и другие считают, что роль и сфера государства должна быть четко ограничена законом. Государство нужно – но только до определенных границ. Трудно представить себе что-нибудь более отличное от китайского понимания государства. Китайцы смотрят на государство не с точки зрения утилитарной выгоды – а что оно мне даст ? Не говоря уже о демонизации государства "Чайной партией" в США. Китайцы смотрят на государство как на родного интимного члена семьи – а точнее – как на главу семьи. Они смотрят на государство не как на внешнее к себе – а как на продолжение себя, расширенние самого себя. Для китайцев образцом государства является семья, все китайцы - это просто большая семья. Такое отношение к государству дает ему огромный авторитет и позволяет государству быть всепроникающим и сверхкомпетентным.
Можно даже сказать,что китайское государство – самое компетентное в мире.
Для примера – ежегодный рост экономики на 10% на протяжении вот уже 30 лет – был организован именно государством. Если 30 лет назад экономика Китая составляла лишь 1/20 экономики США – то сейчас перешла уже границу 50%. А уже к 2018 году, как оценивают эксперты – станет самой крупной экономикой мира.
Возьмем к примеру инфраструктуру, значение которой лишь с опозданием осознал Запад. Китай здесь вне конкуренции. Сеть скоростных железных дорог - самая большая в мире и скоро станет больше, чем сеть всех остальных стран мира взятых вместе!


А повсеместность китайского государства – подавляющее большинство наиболее конкурентоспособных китайских компаний – находятся в государственной собственности. Политика "одна семья – один ребенок" стала возможной и удается именно потому, что государство воспринимается как свое, а его решения - как решения своей собственной семьи.
А ведь на Западе отношение к государству прямо противоположное, особенно в англо-саксонских странах.
С 1980 гг вся экономическая политика в Великобритании была – что бы еще приватизировать или даже в государственном секторе имитировать методы рынка и частной собственности.

Однако сейчас уже идет другая игра в мяч.
Запад со своей политикой оказался в глубоком безнадежном кризисе, и сейчас только Китай спасает Запад от тотального коллапса. Смешно, если Запад будет продолжать поучать Китай – вы должны учится у нас и брать пример с нас.
Пришло время поменяться ролями. И перенести необходимое маленькое унижение своей раздутой гордости.
Конечно, речь не идет о прямом переносе китайской модели – это невозможно, слишком различны исторические пути Китая и Запада.

По прогнозам к 2018 г китайская экономика обгонит американскую, а к 2030 США будет карликом рядом с Китаем.
Мир все в большей мере формируется Китаем, и если последние 200 лет все страны зачарованно смотрели на запад в поисках образца и идеала, то теперь пора повернуть голову в другую сторону. Рассвет будущего начинается там.
Добро пожаловать в китайскую парадигму – в высшей мере конкурентный рынок, сильная рыночная конкуренция – и всепроникающее в высшей мере компетентное государство-цивилизация, государство-добрая семья.

В 5 веке до н.э. у Европы был Сократ, а в Китае – Конфуций. Оба философа основали этические учения и решали проблему отношения между индивидуумом и государством.
Гармония, стабильность, справедливый социальный порядок и человечность в отношениях между людьми – идеал Конфуцианства.


Современный Китай родился в 221 до н.э. и примерно в тех же границах существовует непрерывно уже более 2000 лет – самое долговечное в истории человечества государственнок образование.
И за ним – будущее.
Жаль, что великий Советский Союз, продолжатель тысячелетней русской цивилизации, бывший лидером, на который в 20 веке обращали взоры половина человечества - сошел с исторической арены, а недавнему президенту даже "хватило ума" в новогоднем поздравлении народу заявить, что России - 20 лет(!??).
Но брошенные знамена и флаги подхватили более верные своей истории, своей Родине и идеалам человечности надежные руки.

Да, кстати – еще в китайском руководстве нет евреев. Почему-то вдруг пришла в голову мысль.
Что из китайского опыта может использовать русская цивилизация?
От этом стоит подумать. А вы как считаете?
Источник –
A Point Of View: Making sense of China и
A Point Of View: Is China more legitimate than the West?
Перейти к оглавлению блога
Tags: Китай, Россия, США, евреи, русская цивилизация, русский народ, цивилизации
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments