2009_da (2009_da) wrote,
2009_da
2009_da

Categories:

Преображение - праздник русского духа и русской души

В Швеции некоторое время назад проводился опрос общественного мнения – должно ли государство на налоги граждан поддерживать лютеранскую церковь. В Швеции в то время лишь 2-5% населения активно посещали лютеранские богослужения. Но лютеранская церковь - это символ национальной идентичности и колыбель шведского национального характера. И конечно такие праздники как Рождество или праздник Святой Люсии – это просто общенациональные шведские праздники, для всех шведов. Как Ханука для евреев - верующих и неверующих. И именно протестантская этика лютеранской церкви национальный шведский характер в новое время сформировала – аккуратность, честность, трудолюбие. Подавляющее большинство шведов тогда высказалось за сохранение церкви. "Я не хожу в церковь, но лютеранские соборы должны стоять в шведских городах, чтобы Швеция оставлалась Швецией, а Стокгольм Стокгольмом, а не Бобруйском или Махачкалой" – так можно было понять результат опроса.
Те лучшие черты русских – и подлинно русской элиты как великие русские ученые и писатели 19 века, и лучшие черты отличающие характер русского народа - душевность и сердечность, творческие способности и творческий нестандартный подход, в нарушение рамок и границ, способность совершать чудо - находить решения в невероятных безвыходных ситуациях, жертвенность и готовность к подвигу, совестливость и человечность, стремление к правде и справедливости, чувство красоты и близость с гармонией природы, космизм мировосприятия, целостность видения и стремление ухватить самую суть в картине целого, широта натуры даже при некотором пренебрежении к правилам и деталям – все это также сформировалось благодаря именно многовековой православной традиции. И не надо противоставлять протестантскую этику и русский творческий подход. Они должны друг друга дополнять.
Православный праздник Преображения, празднуемый 19 августа - как раз символизирует духовное преображение человека, это символ состояния творческого озарения, разрыва границ познания и прорыва к постижению смысла цельной картины мира и своего места и роли в ней, своего призвания и жизненной миссии. Между прочим – в западном христианстве этот праздник не очень чтится. Здесь вся разница. И католичество и протестантизм делают упор больше на правила, а не творческий подход и интуицию и правду сердца. Поэтому у них порядок, а у русских – полет. Нужно и то и другое. Но Запад сейчас, почти тотально захваченный жидовством и сатанизмом, отказывается не только от обогащения духовными и культурными сокровищами русской восточнохристианской цивилизации, но даже и от своих европейских христианских культурных и духовных достижений и истоков. Эту нынешнюю насильственно насаждаемую религию - смесь жидовства, сатанизма и поклонения золотому тельцу - наверно можно назвать словом "пиндосизм"

Преображение – это один из так называемых двунадесятых праздников в году, т.е. 12 главных праздников в православном христианстве. Каждый такой двунадесятый праздник символизирует и напоминает какую-нибудь стадию жизни человека в его духовном восхождении.
Вот как передал смысл события, приблизительно соответствующего христианскому рассказу о преображении Исуса Христа, Пушкин в своем стихотворении Пророк.
Пушкин описал преображение, духовное озарение – обретение поэтом своего призвания пророка.


Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами лёгкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полёт,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассёк мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнём,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».


Пушкин – не очень верующий человек, скорее атеист.
А на иконе 1402 г. – символическое изображение Преображения великим русским иконописцем Феофаном Греком. Такие иконы на самом деле шедевры искусства. Искусства не натуралистического, а символически отражающего внутренние состояния человека. Эти иконы нужно медитативно созерцать. Красота и глубокий символический смысл раскрывается в тишине при долгом созерцании. Символ – это средство фиксации и выражения глубоких невербальных трудно выразимых словами истин и смыслов.

А вот как трепетно относятся к посещению православного Храма глубоко верующие люди.
Пишет Антоний Сурожский (1914 Лозанна - 2003 Лондон) - автор многочисленных книг и статей на разных языках о духовной жизни и православной духовности, почётный доктор наук Абердинского университета (1973), Кембриджского университета (1996), Московской Духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999). Сурожская епархия – это церкви Великобритании и Ирландии.

«Если понять, что содержание храма — это та тишина, та глубина, в которой находится Бог, то понятно делается, почему человек, идущий в храм, еще только пускаясь в путь, настроен так, как он не бывает настроен, когда идет на работу или в гости. В храм собираешься с того момента, когда просыпаешься и знаешь: я иду на встречу с Живым Богом. И одеваешься по-иному, и готовишься по-иному, и стараешься, чтобы разговоров лишних не было, чтобы ничто недостойное не рассеивало той глубины, в которой только и можно пережить содержание храма. И по дороге идешь серьезно; идешь, как на встречу с очень значительным или с очень любимым человеком, не рассеиваясь пустыми мыслями…
Когда доходишь до самого храма, останавливаешься на мгновение: это дом Божий, это Божий удел. И крестишься перед ним не только на икону, которая видна, но и на самый храм: это место селения Божия. Вступая в него, мы говорим: Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему во страсе Твоем. И, переступив порог, останавливаешься, не спешишь никуда, стоишь мгновение, потому что ты вошел в удел Божий. Всё это пространство, всё это место посвящено Богу в мире, который Его отрицает, который Его не знает, в мире, где у Него нет ни места, где главу преклонить, ни гражданства, ни права жительства. В храме Он дома; это место, где Он у Себя и принимает нас как хозяин; это святое место, куда можно вступить только с такими чувствами, которые достойны и самого человека, и Бога, на встречу с Которым идешь. И поэтому человек кладет на себя крест: Во имя Отца и Сына и Святого Духа… Я вошел в Божий удел во имя Божие, я не принесу в этот удел ничего недостойного Его. Вернее, все, что недостойно, должно быть здесь очищено, омыто покаянием и обновлением души». (Антоний, митрополит Сурожский. Войду в дом Твой…)


Так как верит Антоний Сурожский – верить не обязательно. Существование некой сверхличности в мире, Бога – это не обязательная гипотеза, это скорее художественный образ и символ для того, что трудно описать словами. К познанию конечных причин мира мы можем только бесконечно приближаться, но человек никогда не пройдет этот путь до конца (подумаем о теореме Гёделя!). Наука познает все более тонкие слои материи, квантовые поля и тайны мира элементарных частиц. Возможно, человеческое сознание – это тоже некоторое сверхтонкое локальное поле вроде квантового. Но как это поле может познать самого себя – наблюдая и взаимодействуя с самим собой? И где именно в мозге оно локализуется? И есть ли какие-то "твердые" законы его "научно предсказуемого" функционирования? А как же тогда в мире непрерывно возникает качественно новое? Ведь оно именно рождается, мы создаем например во снах образы того, чего нет в мире, а потом реализуем воплощаем некоторые бесплотные идеи. Такая наука о мозге - уже будет мало отличаться от духовных учений, это два подхода к одному и тому же, но с разных сторон, две точки наблюдения – извне человека и изнутри. Здесь духовные практики и традиции смыкаются с передовым фронтом познания и науки.
По-видимому правильнее считать, что нет Бога, кроме этого непознанного поля человеческого сознания, который бы управлял как-то самим уже объективно наблюдаемым материальным миром. Такой мир изучает наука. Место же действия Бога – в глубине человеческой психики, самой тонкой и самой сложной из известных пока форм появления жизни. И в самой глубине человеческой души, глубине подсознания - есть искорка добра в сердцах некоторых людей. Христиане образно называют это "Христом в сердце". И эти огоньки пока еще только тлеют в мире, временами разгораясь, а в отдельные эпохи почти задуваемые враждебными силами. И церковь и культура как могут хранят этот огонь.

Другие посты по этой же теме:
Зачем подставлять вторую щеку? Прав ли Исус Христос? - http://2009-da.livejournal.com/104581.html
Десять главных заповедей человеческой жизни - http://2009-da.livejournal.com/106829.html
Гагарин, Мечта, Общее дело, Пасха, Русский космизм, соборность, сердечность - http://2009-da.livejournal.com/100893.html
О самом главном для человека - http://2009-da.livejournal.com/77171.html
Перейти к оглавлению блога
Tags: Россия, будущее, история, русские, русский путь, смысл, философия, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments